tepmut tepmut

Главная
Приветствие
История
Школьный музей
Ветераны и молодёжь
Информация о создателях сайта
Информация о ветеранах

Александр Александрович Долматов


Уроженец Самарской области Александр Александрович Долматов приехал в Медногорск в 1934 году совсем еще подростком. После двух лет работы слесарем – монтажником на МСК он в октябре 1939 года был призван в ряды Красной Армии. Свою военную службу Александр Долматов начал на Дальнем Востоке стрелочником во 2-м отделении эксплуатационном железнодорожном полку, в котором успел и повоевать в Великую Отечественную, на завершающем ее этапе, с апреля 1944 г. По май 1945 г.
В январе – апреле 1945 года наш 3-й Белорусский фронт вместе с войсками К.К Рокоссовского принимал участие в проведении Восточно-Прусской наступательной операции. Основная цель операции заключалась в том, чтобы отсечь немецкие армии группы «Центр», которые держали оборону в Восточной Пруссии, от остальных фашистских сил, прижать их к Балтийскому морю, расчленить и уничтожить по частям. Успех этой операции имел очень важное значение не только для общего наступления советских войск зимой 1945 года, но и для исхода Великой Отечественной войны в целом.
C началом Восточно-Прусской операции перед железнодорожными войсками были поставлены три задачи: восстановить железнодорожный путь и все объекты на направлении Гумбиннен-Инстербург-Кенинсберг; перевести участок Шталлупенен-Гумбиннен на нашу колею, с организацией здесь перегрузочного района; срочно восстановить трофейный железно-дорожный транспорт и организовать правильную и мобильную его эксплуатацию. Темпы выполнения этих работ играли для фронта исключительную роль.
При подготовке штурма Кенигсберга (ныне г. Калининград) – столицы Восточной Пруссии – поток воинских эшелонов значительно возрос, западноевропейского подвижного состава было явно недостаточно. Железнодорожники в срочном порядке переводили на широкую колею весь путь до Кенигсберга. Уже на третий день после взятия этого города наши войска приняли эшелоны, пришедшие сюда по союзной колее. Воины – путейцы трудились, не покладая рук, а иногда принимали участие и в отражение его контратак. Во время боевых действий в Восточной Пруссии железнодорожными войсками нашего 3-го Белорусского фронта было уложено, восстановлено и «перешито» 552 км главных стационарных путей, восстановлено и введено в действие 64 моста, 5 железнодорожных узлов и 6 пунктов водоснабжения. За этими цифрами – напряженнейший, полный риска для жизни труд…
Спустя 5 дней после этого печального события произошел случай, который я, несмотря на свои 87 лет, отлично помню до сих пор. Наш железнодорожный состав, 30-40 вагонов, направлялся по однопутной дороге к одной из станций для погрузки боеприпасов, которые готовились к отправке в район боевых действий. Хвост замыкал вагон – теплушка, до отказа заполненный солдатами. Был там и я. Моя задача заключалась в том, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации на железной дороге заблаговременно подать красным флажком сигнал об опасности. Проехав тоннель, локомотив уже приближался к повороту, как из-за него, совершенно неожиданно для нас, появился восстановительный поезд. Прямого столкновения в лоб уже было не избежать. Раздался оглушительный грохот. Наш паровоз моментально слетел с рельсов, потянув за собой и прицепные вагоны. Три офицера, находившиеся в локомотиве погибли сразу же. Из опрокинувшегося тендера вмиг растеклась вся вода, которая там находилась. Но вот вагончик – теплушка, в котором находились мы с солдатами, только сильно толкнуло. Он стоял на железнодорожных путях целый и невредимый. Это был счастливый случай, такое на войне бывает крайне редко. От удара наш вагончик здорового тряхануло, да так, что несколько дней я вынужден был провести в санчасти. И когда я вспоминаю эту катастрофу, то, как бы заново переживаю весь этот ужас. После окончания войны Александр Александрович Долматов в составе своего железнодорожного полка служил в Хабаровском крае. Демобилизовался он только в марте 1948 года в звании ефрейтора.

вернуться назад
Hosted by uCoz